Говорят же люди! — Интервью с мамой Дмитрия Лесных

4 октября 2023
Сегодня мы хотим поделиться с вами воодушевляющей историей успеха Дмитрия Лесных от лица его матери.

Дима – слабовидящий, имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, крупной и мелкой моторики, равновесия, но основное – это ментальные нарушения (выраженные нарушения интеллекта, общения, восприятия, контроля за собой, произвольной деятельности и мотивации к деятельности).

За год до окончания школы было понятно, что Дима в дальнейшем не сможет продолжать обучение даже в специализированном профессиональном колледже.
Ольга: "Мы стали искать другие варианты продолжения образования и социализации нашего сына – в том, в чем он более всего нуждается – в адаптации к этой жизни".

Тогда они обратились к нам, и мы с радостью приняли Дмитрия на программу "Доброколледж: обучение для жизни".

Сейчас он посещает мастерские в рамках программы, а также учебно-тренировочное общежитие для молодых людей с ментальными особенностями.
Нам удалось достичь больших результатов!

Мама Дмитрия поделилась с нами следующими положительными изменениями:

1. Самостоятельность и самообслуживание.
"Это была первая поставленная нам задача на консультациях для меня и моего сына. "Отступите от него на два шага – дайте возможность ему сделать это самому. Два шага – достаточная пауза для того, чтобы успеть подумать – действительно ли он не может сделать это сам или вы не даете ему это сделать". Казалось бы, так просто, но так трудно удержаться, чтобы не броситься на помощь своему ребенку. Результаты стоят того.
Сейчас Дмитрий одевается полностью сам, знает, где лежит его одежда и куда ее нужно убрать/повесить после использования (физическая помощь не требуется, напоминания в очередности тоже); может отвлечься в процессе одевания (требуется напомнить, что нужно одеваться - вернется к процессу с нужного действия); требуется напомнить, что нужно оправить одежду (делает это самостоятельно, но не всегда хорошо); только пуговицы нам еще не даются, но мы заменили их на молнии, липучки, резинки – так одевание стало полностью самостоятельным".

2. Ориентация во времени.
"На основе консультаций было составлено доступное расписание дня в карточках-значках. Дмитрий сам научился составлять расписание, планируя с вечера следующий день, и сверяться с ним в течение дня, проверяя что ему нужно делать дальше. Знает, в какие дни он идет в Доброколледж, в какие дни у него работа в мастерских, в какие дни – посещает учебно-тренировочное общежитие, а какие дни – выходные. Так он знает, что и когда его ждет, это позволяет структурировать свою жизнь и чувствовать себя более уверенно".

3. Ориентация в пространстве.
"Поскольку Дмитрий является слабовидящим, он хорошо ориентируется только в хорошо знакомых местах – дома или такие места, где бывает постоянно. Выход из дома всегда плотно привязан к сопровождающему. Испытывая дополнительно трудности с передвижением и равновесием, Дима полностью полагался на сопровождающего, за дорогой не следил, на улице не ориентировался. С начала группового сопровождения от общежития до колледжа вместе с другими ребятами не могу не отметить ряд улучшений: сейчас Дима следит за дорогой; знает в какую сторону идти (по хорошо знакомому пути); следит за тем, чтобы не отстать от группы и сопровождающих; лучше ориентируется в метро (знает, как пройти турникет – где находится его билет, куда его приложить и как пройти без помощи и напоминаний; куда идти далее – на лестницу к перилам, чтобы суметь спуститься на платформу; следит за тем, чтобы войти в поезд и выйти из поезда вместе с группой и на нужной станции".

4. Самостоятельность в бытовых делах.
"Диму всегда интересовали только дела, связанные с устройствами и механизмами, но все сводилось к желанию нажимать кнопки. Сейчас у нас отлажены два процесса: стирка и уборка пылесосом. Все стадии, от и до – поэтапно, через визуальные инструкции с помощью подсказок-карточек до полной самостоятельности всех стадий.
Благодаря бытовым занятиям подтянулись и мелкие бытовые навыки – например, Дима сейчас способен налить себе или маленькому брату воды в стакан из бутылки, положить еду на тарелку, подогреть ее в микроволновке нажатием одной кнопки, убрать посуду со стола, помыть за собой посуду. Или, например, способен нести одновременно стакан с напитком в одной руке, а в другой – тарелку с едой. Я еще помню, как он не мог донести кружку с водой обеими руками от крана до стола, и счастлива его маленьким победам!"

5. Обучение нужным вещам.
У нас в Доброколледже проходят уроки адаптации - учим ребят взаимодействию между собой, финансовой грамотности, планированию.
Мама Дмитрия: "Дима в магазине стал обращать внимание на цены, понимать, что одни и те же продукты могут стоить по-разному, что деньги – конечны и могут закончится, и поэтому следует планировать покупки. Поскольку ему сложно одновременно ориентироваться на месте и в ценах, он взял в привычку брать рекламные газеты в магазине, изучать дома скидки и предложения. Мы стараемся составлять список продуктов дома, но в магазине, среди шума, Диме трудно на нем сосредоточится, мы планируем перейти к визуальным помощникам по основным продуктам – так он сможет лучше ориентироваться в магазине и планировать покупки".

6. Полезная занятость.
"Дима работает в мини-типографии, бумажной и столярной мастерских. Эта работа позволяет реализовать потребность «быть полезным», дает в руки человека настоящее дело и возможность это сделать по-настоящему, почувствовать свою значимость от результата выполненной работы.
Дома Дима демонстрирует абсолютно всем гостям, какие разделочные доски он сделал. Он гордится реальными востребованными вещами, сделанными в их мастерской, и тем, что он, Дима, причастен к этому. Это так важно – иметь возможность гордиться собой!".

7. Мотивация к деятельности.
"Это самое главное! Ранее не было мотивации ни к какой деятельности, кроме развлекательной, но после занятий в учебно-тренировочном общежитии, посещения мастерских и мастер-классов, Дима сам стал выражать желание что-то сделать – например, приготовить с ним вместе. Мы и раньше готовили, но всегда по моей инициативе, мне очень дорого, что он сам стал чего-то хотеть. Или может сам предложить пропылесосить, запустить стирку. Появилась инициатива! Он с удовольствием и желанием посещает Доброколледж, мастерские и учебно-тренировочное общежитие. Хочет иметь друзей, общаться с теми, кто его принимает, как равного".

"Мы очень благодарны проекту и всем сотрудникам, задействованными в нем, а также Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москва, поддержавшему данный проект, за эту возможность – продолжать образование не в общепринятом ключе, но в том, что так нужно именно нашим детям – адаптации к жизни: в бытовых вопросах, вопросах коммуникации, за появление мотивации – желания что-то сделать самому, за возможность быть полезным и гордиться собой! Это очень важный проект для наших детей, и мы хотели бы иметь возможность продолжить участие в нем, так как многое достигнуто, но многое еще впереди, а каждый человек идет своим темпом и у каждого – своя история успеха!
Окончание нашей еще впереди!".
Цифровой помощник
Добрый день!
Я Цифровой помощник.
Буду рад ответить на все ваши вопросы.