Обычное дело

Кому мы помогаем?

Участники программы Обычное дело - молодые люди с выраженными ментальными нарушениями, в том числе с опытом сиротства.

Под выраженными ментальными нарушениями мы понимаем снижение интеллекта от легкой до тяжелой степени умственной отсталости. Наряду с этим могут присутствовать расстройства аутистического спектра, нарушения поведения, синдром Дауна, детский церебральный паралич (ДЦП) и другие сопутствующие заболевания.

Такие ребята имеют как физические, так и психические ограничения; многие не владеют чтением и письмом, им не подходят обычные устные методы передачи информации, все занятия должны сопровождаться визуальным материалом и практическими упражнениями, организовываться индивидуально или в небольших группах - не более пяти человек.

Как мы помогаем?

Для человека с особыми потребностями регулярная трудовая занятость важна не только как способ повышения самооценки и развития личности – она обеспечивает ему экономический путь к самостоятельной жизни.

Программа «Обычное дело: адаптированные мастерские» направлена на развитие компетенций молодых людей с ментальными нарушениями в сфере трудовой деятельности.

В мастерских Центра ребята приобретают навыки использования печатной и полиграфической техники, умения обрабатывать дерево и делать красивые авторские изделия. Работая в «клининговой службе» Центра, осваивают необходимый арсенал навыков уборки помещения и поддержания чистоты.

В рамках цикла занятий «Правила трудовой жизни» наши подопечные осваивают организационные и коммуникативные навыки, связанные с трудовой деятельностью.

Что меняется для наших подопечных?

По данным исследования о трудоустройстве людей с инвалидностью, проведенного Фондом помощи детям и молодежи «Обнажённые сердца», включенность людей с аутизмом и/или ментальными нарушениями в трудовую деятельность в любых ее формах не превышает 2%.

Это значит, что абсолютное большинство ребят с выраженными ментальными нарушениями, закончив образование – школу или колледж, дальше не имеют никакой регулярной занятости и остаются в изоляции дома. Без тренировки ранее приобретенные навыки деградируют, человек становится полностью зависим от помощи окружающих, со временем эта ситуация ухудшается.

Цель программы «Обычное дело» - изменить эту ситуацию, подготовив молодых людей с ментальными нарушениями к самостоятельной трудовой жизни.

После 12 месяцев занятий в программе «Обычное дело» молодые люди с выраженными ментальными нарушениями могут:
- лучше ориентироваться в своих жизненных перспективах в сфере трудовой деятельности, у них в целом формируется и улучшится представления об их будущем;
- не менее 10% ребят, прошедших программу трудоустраиваются на открытом рынке труда, приняв самостоятельные решения в ситуациях, связанные с трудовыми отношениями;
- у 8 из 10 молодых людей повышаются компетентности в сфере трудовых навыков и коммуникации в трудовом коллективе;
- не менее 50% участников программ приобретают опыт включения в различие социальные активности по собственной инициативе.

Как работает программа?

Для каждого участника мы составляем персональные стартапы «Моя суперсила», где в доступном виде отражаются основные личные цели в трудовой деятельности, этапы перехода на оплачиваемую работу. Рассказывается, где и как можно получить поддержку, на какие вопросы необходимо ответить самому или получить ответ у помогающего взрослого.
Педагоги и кураторы ведут мониторинг достижений по каждому стартапу.
В зависимости от персонального маршрута молодой человек проходит стажировки и тренинги на базе наших мастерских или на базе наших партнерских организаций.
Молодые люди участвуют в цикле занятий «Правила трудовой жизни».
Все учебные материалы составлены по Стандарту ясного языка и проходят экспертизу с участием молодых людей с ментальными нарушениями. То есть ребята обязательно сами оценивают, понятны ли им пособия.

Бюджет программы

Чтобы финансировать программу «Обычное дело: адаптированные мастерские», нам нужно 5 166 092 рублей в год.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал участником программы «Обычное дело: адаптированные мастерские», приходите на День открытых дверей, который проходит каждый второй вторник в Центре «Вера.Надежда.Любовь».

Выберите в календаре удобный вам вторник, перейдя по кнопке ниже и зарегистрируйтесь на него на странице мероприятия.
Мне очень понравилось быть продавцом. Наводить порядок на прилавке, рассказывать о товаре, пробивать чеки и отдавать чеки. Мне улыбались и говорили спасибо. Я горжусь собой, что у меня получилось быть продавцом
«Мне очень понравилось быть продавцом. Наводить порядок на прилавке, рассказывать о товаре, пробивать чеки и отдавать чеки. Мне улыбались и говорили спасибо. Я горжусь собой, что у меня получилось быть продавцом»
Лена, 18 лет
Проекты в рамках программы
Обучающие профориентационные стажировки “Учимся работать”
Проект «Учимся работать» направлен на улучшение жизненных перспектив подростков с ментальными нарушениями, проживающих в интернатных учреждениях Москвы, в сфере подготовки к трудовой деятельности. Чтобы оценить его востребованность, нами была проведена предварительная работа. Идея обсуждалась с руководителями учреждений интернатного типа для детей с ментальными нарушениями. В настоящее время имеется список кандидатов, заинтересованных в проекте. Потенциальные участники смогут на доступном уровне узнать о содержании проекта и включиться в него, посетив Дни открытых дверей наших мастерских. В организации примут участие равные наставники - ребята, успешно прошедшие подготовку и трудоустроенные на открытом рынке труда. Это позволит подросткам получить ответы на свои вопросы, а специалистам повысить уверенность в результативности программы. Информация о публичных мероприятиях будет распространена через информационные ресурсы Центра и партнеров проекта, а также через разработанный нами коммуникатор “ЭМО” - площадку для диалога с самими представителями целевой группы. Подросткам с ментальными нарушениями, изъявившим желание готовиться к трудовой деятельности, будут составлены индивидуальные планы, где отражен текущий уровень развития навыков, а также обозначены цели на стажировку. Адаптированные стажировки и практикумы для развития адаптивных и функциональных навыков будут организованы на базе столярной, печатной и швейной мастерских, клининговой службы, Музея, цеха по сборке и кулинарной студии нашего центра. Всего будет проведено 2 цикла стажировок на каждой из 7 площадок длительностью 1,5 месяца. В них примут участие не менее 30 подростков, каждый из которых в рамках каждого цикла будет участвовать в трудовых пробах не реже одного раза в неделю, а между циклами сможет сменить стажировочную площадку. Отдельное внимание будет уделено мотивации ребят: для её повышения и укрепления будет проведена выставка изделий, сделанных ими в мастерских, фотовыставка «Человек и труд», а также экскурсии на предприятия Москвы, где работают люди с ментальными нарушениями. Эксперт будет отслеживать прохождение индивидуальных планов, их актуальность и соответствие интересам подростка, а в случае необходимости вносить корректировки. Особенность проекта – частичное обеспечение его деятельности самими участниками: стажеры типографии изготовят визуальные помощники для своей и других площадок, клининговая служба проведет уборку в помещениях мастерских, а кулинарная студия накормит обедом участников проекта. Факт применения полученных навыков дополнительно повысит мотивацию подростков. В рамках проекта будут созданы условия для тиражирования практики за счет широкого информирования, в том числе через социальные контакты благополучателей и презентации результатов проекта для заинтересованных групп. Проект поддержан Фондом "ВТБ-Страна".
Обычное дело
Обычное дело
Проект «Обычное дело» направлен на улучшение жизненных перспектив подростков с ментальными нарушениями в сфере подготовки к трудовой деятельности. Участники смогут на доступном уровне узнать о содержании проекта и включиться в него, посетив Дни открытых дверей наших мастерских. В них примут участие равные наставники - ребята, успешно прошедшие подготовку и трудоустроенные на открытом рынке труда. Это позволит подросткам получить ответы на свои вопросы, а родителям и специалистам повысить уверенность в результативности программы. Информация о публичных мероприятиях будет распространена через информационные ресурсы Центра и партнеров проекта, а также через разработанный нами коммуникатор “ЭМО” - площадку для диалога с самими представителями целевой группы. Подросткам с ментальными нарушениями, изъявившим желание готовиться к трудовой деятельности, будут составлены индивидуальные визуальные карты «Моя суперсила», где отражен уровень развития навыков, а также визуализировано, какие действия необходимы, каких навыков не хватает и где можно получить поддержку. Эти возможности будут предоставлены на базе столярной и печатной мастерских, клиниговой службы, Музея и цеха по сборке Ресурсного центра "Вера. Надежда. Любовь", где будут организованы адаптированные стажировки и практикумы для развития адаптивных и функциональных навыков. Всего будет проведено 3 цикла стажировок на каждой из 5 площадок длительностью 2 месяца. В них примут участие не менее 30 подростков, каждый из которых в рамках каждого цикла будет участвовать в трудовых пробах не реже одного раза в неделю, а между циклами сможет сменить стажировочную площадку. Отдельное внимание будет уделено мотивации ребят: для её повышения и укрепления будут проведены выставки изделий, сделанных ими же в печатной и столярной мастерской, а также фотовыставка «Человек и труд». Привлеченный эксперт будет отслеживать прохождение маршрутов, их актуальность, соответствие интересам подростка, в случае необходимости вносить корректировки. Особенность проекта – частичное обеспечение его деятельности самими участниками: стажеры типографии изготовят визуальные помощники для своей и других площадок, а клининговая служба проведет уборку в помещениях мастерских. Факт применения полученных навыков дополнительно повысит мотивацию подростков. В рамках проекта будут созданы условия для тиражирования практики за счет широкого информирования, в том числе через социальные контакты самих благополучателей, презентации результатов проекта для заинтересованных групп. Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».
Поддержка молодых людей с ментальными нарушениями в трудовой деятельности
Поддержка молодых людей с ментальными нарушениями в трудовой деятельности
Трудовые отношения с человеком с ментальными нарушениями оформляются редко. При их оформлении часто от молодого человека требуется только поставить подпись. Типовые формы документов сложны для его понимания, а сопутствующих разъясняющих документов на простом языке практически нет. Многие молодые люди начинают работать, плохо представляя, каких действий и какого поведения от них ожидают, ориентируются на сценарии поведения, которые приняты в семье или учреждении. Это приводит к конфликтам, прогулам и потере работы. Одна из причин сложившейся ситуации — низкая компетентность молодых людей с ментальными нарушениями в сфере трудовых отношений, как в юридическом аспекте, так и в социальном. Проект направлен на повышении компетентности молодых людей с ментальными нарушениями в сфере трудовых отношений. Для изменения ситуации в рамках проекта мы делаем три вещи: организуем стажировки на адаптированных рабочих местах с сохранением основных атрибутов трудовых отношений; проводим занятия и практикумы для молодых людей, имеющих опыт трудоустройства с целью повышения осведомленности в сфере трудовых отношений не только по общим вопросам, но и применительно к индивидуальным условиям труда, таким, как оклад, ставка, график выплат, обязанности и подобное; составляем и курируем реализацию персонализированных траекторий трудоустройства при поиске работы, сохранении работы, смены работы. Организованы стажировки в мастерских организации «Обычное дело» — печатной и столярной мастерских, клиниговой службе. Стажировки проходят с понедельника по субботу. Для молодых людей с ментальными нарушениями создаётся среда, где атрибуты трудовых отношений представляются максимально наглядно в развернутом внешнем визуальном плане. Правила трудовой дисциплины визуализируются в виде пиктографических изображений и простых слов. При нарушении правил трудового распорядка всегда можно вернуться к внешнему плану, закрепить их таким образом. При заключении соглашения о прохождении стажировки используется форма «на простом языке». Важно, что молодые люди в наглядном плане получают регулятор своего поведения, на практике осознают важность документа и как фиксатора своих обязанностей, так и обязанностей, возникших по отношению к нему. В ходе стажировок молодые люди с ментальными нарушениями приобретают трудовые навыки и непосредственно участвуют в производственном процессе, получают вознаграждение по результатам своего труда. Проводится цикл занятий «Азбука поведения в трудовом коллективе», который разработан на основе работы в 2022 году с группой из десяти молодых людей с ментальными нарушениями, проживающих в ДСП «Гурьевский» и имеющих опыт трудоустройства. Их реальные жизненный ситуации легли в основу тем и заданий. Для закрепления и актуализации полученных знаний молодые люди принимают участие в разработке дидактических материалов на простом языке и проведении открытых уроков. С молодыми людьми с ментальными нарушениями ведётся индивидуальная работа (беседы, звонки, переписка), результатом которой станет достижение желаемых для молодого человека изменений в сфере трудовой занятости. Цель проекта — повышение общей осведомленности, осознанности принимаемых решений в вопросах, связанных с трудовыми отношениями, и понимания их последствий молодыми людьми с ментальными нарушениями. Наши ученики очень старательные и работящие, так что мы уверенны, что они научатся всему необходимому и этот проект поможет их трудоустройству. Проект реализуется при поддержке фонда «Жизненный путь».
Мой новый особый музей
Мой новый особый музей
Проект направлен на расширение содержания профориентационной работы с детьми и подростками с ментальными нарушениями и увеличение числа вариантов их возможной трудовой и социальной занятости за счет их включения в предпрофессиональную подготовку по направлениям «Музейное дело» и «Экскурсионное дело».
На первом этапе проекта в онлайн и офлайн форматах пройдут профориентационные занятия, которые расскажут о том, какие работники нужны музею и помогут каждому участнику выбрать для себя наиболее подходящее направление дальнейшего участия в проекте. По окончании первого этапа будут сформированы 4 предпрофессиональные команды из детей и подростков, каждая из которых будет работать по своему направлению.
Направления работы команд: оформление экспозиции музея из имеющихся экспонатов, подготовка и проведение экскурсий, организация мастер-классов и встреч; изготовление буклетов и сувенирной продукции на имеющемся оборудовании .
На втором этапе проекта каждая команда пройдет дополнительное обучение, составит и реализует план подготовительных мероприятий к открытию музея. Это позволит «Музею быта» (по адресу ул. Ключевая, д.22, к.2) принять полноправное участие во Всероссийской акции «Музей для всех» в декабре 2022 года.
На третьем этапе проекта будет проведено не менее 15 экскурсий для не менее 120 детей и подростков с ментальными нарушениями. Экскурсии позволят привлечь внимание общественности к новому музею и к теме социальной инклюзии.
В перспективе музей станет открытым для всех категорий жителей города Москвы, а социальная занятость молодых людей с ментальными нарушениями станет трудовой. Проект расширит возможности для детей, подростков и молодых людей с ментальными нарушениями стать участниками социальной полезной деятельности и тем самым преодолеть социальную исключенность.
Обычные люди
Обычные люди
    Практика социальной интеграций молодых людей с ментальными нарушениями «Обычные люди» позволяет молодым людям с ментальными особенностями подготовиться к жизни на максимально возможном уровне самостоятельности. Является комплексной и включает три программы:
  1. Программа учебного сопровождаемого проживания «Хочу. Могу. Делаю» рассчитана прежде всего на детей с ментальными нарушениями, начиная с 14 лет, реализуется на базе на детских учреждений, в учебных квартирах — «АдаптСтудиях» и группах сопровождаемого взросления. В рамках программы решаются задачи формирования и развитие навыков ребенка. По времени проживание может быть кратковременным, циклами, постоянным в группах. Программа «Хочу. Могу. Делаю» позволяет осуществить плавный переход от привычного объёма помощи к его снижению;
  2. Программа тренировочного сопровождаемого проживания рассчитана на молодых людей с ментальными нарушениями в возрасте 18+. Срок реализации — долговременная (от 1 года до 5 лет). Направлена на социально-бытовую интеграцию в процессе активного включения в сферы, соответствующие возрасту: занятость, передвижение, использование телефона и других гаджетов, социальная и гражданская активности, личные отношения. Учитывается наличие семьи. Формы — проживание малой группой постоянного состава в квартире тренировочного общежития, индивидуальное проживание с минимальной поддержкой в квартире тренировочного общежития;
  3. Программа социокультурной и социально-трудовой интеграции рассчитана на молодых людей с ментальными нарушениями в возрасте 18+. Срок реализации — долговременная (от 1 года до 5 лет). Направлена на содействие дневной и трудовой занятости молодых людей с ментальными нарушениями, их трудоустройству, социальной интеграцию в общество на уровне максимально возможной самостоятельности. Реализуется на базе пространства «Обычные люди», где организован Доброколледж и различные мастерские и студии, а также на базе социальных объектов города.
ПиктоДидактик: типография с адаптированными трудовым местами
ПиктоДидактик: типография с адаптированными трудовым местами
Проект «ПиктоДидактик: типография с адаптированными трудовым местами» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект направлен на повышение доступности разных форм трудовой занятости для молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями благодаря созданию типографии «ПиктоДидактик» с адаптированными трудовыми местами и внедрению программ равного наставничества на рабочем месте. Адаптированное трудовое место предполагает: наличие оборудования, выполнение производственных операций на котором потенциально доступно человеку с выраженными интеллектуальными нарушениями; наличие обучающих материалов для освоения данного оборудования, подготовленных с использованием визуализации и правил «простого языка», наличие инструктора по труду, имеющего опыт включения молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями в производство. В работу типографии «ПиктоДидактик» будет включено 50 молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями, проживающих в Центрах содействия семейному воспитанию и психоневрологических интернатах, в том числе не лишенные родительской опеки. Из них 10 молодых людей пройдут трудовые пробы, 5 молодых людей будут работать в типографии в течение всего проекта, 35 - пройдут стажировки на рабочем месте. Всего будет организовано 8 стажировок, каждая длительностью 30 дней с рабочими днями по графику работы типографии. Помогать стажерам осваивать оборудование и выполнять производственные задачи будут 5 равных наставников на рабочем месте, молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями, имеющих опыт проведения мастер-классов, основанных на принципе «равный учит равного. Не менее 25 молодых людей из числа прошедших стажировки пройдут процедуру добровольной независимой аттестации трудовых навыков и получат соответствующий сертификат. В рамках проекта в типографии «ПиктоДидактик» пройдут 7 дней открытых дверей, участники которых смогут пройти трудовые пробы и записаться на стажировку. Также для семей с молодыми людьми с выраженными интеллектуальными нарушениями в помещении типографии «ПиктоДидактик» будет организовано 30 «Рабочих суббот». В ходе которых родители вместе с молодыми людьми смогут получить консультации, пройти трудовые пробы, использовать оборудование типографии для изготовления необходимых для себя материалов. Завершится проект двумя открытыми конкурсами профессионального мастерства по компетенциям, включенным в перечень Московского чемпионата «Абилимпикс» (издательское дело, брошюровка и переплетное дело). В конкурсах примут участие не менее 20 молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями из числа участников проекта. В рамках проекта пройдут 2 мероприятия для специалистов, направленные на распространение опыта, будут подготовлены и размещены в открытом доступе методические материалы по организации временной и постоянной трудовой занятости молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями с привлечением равных наставников.
Мягкий переход: труд и занятость
Мягкий переход: труд и занятость
Проект «Мягкий переход: труд и занятость» реализуется при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко направлен на подготовку к трудовой жизни выпускников ЦССВ г. Москвы с выраженными интеллектуальными нарушениями. Реализации проекта предшествовало изучение специалистами Ресурсного центра «Вера. Надежда. Любовь» зарубежного опыта. Ребята были включены в работу Маленькой печатной мастерской, а также посещали специально подготовленные профориентационные экскурсии. Во-первых, на рабочие места сотрудников Центра, во-вторых, на объекты социальной инфраструктуры (типография Коворкинг-центра НКО, швейная мастерская Фонда “Подари любовь миру”, профориентационные музеи города и другие), и, в-третьих, в центр “Моя карьера”, где прошли электронное профориентационное тестирование. Содержание профориентационного тестирования было разработано совместно со специалистами центра «Моя карьера» с использованием фотоматериалов. По завершению проекта желающим было предложено пройти добровольную независимую аттестацию трудовых навыков. Для этого был разработан формат каталога профессий, включающий трудовые действия, с которыми познакомились участники проекта. В дальнейшем каталог профессий пополнялся. Полученная информация дополнила сведения, полученные в ходе мониторинга развития самостоятельности выпускников, включенных в проект.
Маленькая печатная мастерская «ПиктоДидактик»
Маленькая печатная мастерская «ПиктоДидактик»
Особенность мастерской «ПиктоДидактик» в том, что она соединяет в себе два направления деятельности: разработку индивидуальных дидактических средств и их производство. Разработка осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка с множественными нарушениями развития, а также особенностей среды его жизнедеятельности. Максимально возможная индивидуализация визуальных дидактических средств под ребенка и среду помогает эффективнее решать повседневные задачи развития навыков самообслуживания, включая овладение бытовой и кухонной техникой, коммуникации, самоорганизации, включения в социальную среду. Примеры разработанных нами дидактических средств представлены в каталогах, которые будут постоянно пополняться.
Объединение разработки и производства обеспечивает возможность иметь ребенку с выраженными интеллектуальными нарушениями визуальные помощники с оптимальным дизайном и содержанием, а также даст возможность своевременно их менять или дополнять. Еще одна особенность мастерской состоит в вовлечении в производство подростков и молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. С помощью волонтеров они выполняют доступные им трудовые действия, развивают и совершенствуют свои навыки.