Трудовые отношения с человеком с ментальными нарушениями оформляются редко. При их оформлении часто от молодого человека требуется только поставить подпись. Типовые формы документов сложны для его понимания, а сопутствующих разъясняющих документов на простом языке практически нет. Многие молодые люди начинают работать, плохо представляя, каких действий и какого поведения от них ожидают, ориентируются на сценарии поведения, которые приняты в семье или учреждении. Это приводит к конфликтам, прогулам и потере работы. Одна из причин сложившейся ситуации — низкая компетентность молодых людей с ментальными нарушениями в сфере трудовых отношений, как в юридическом аспекте, так и в социальном.
Проект направлен на повышении компетентности молодых людей с ментальными нарушениями в сфере трудовых отношений.
Для изменения ситуации в рамках проекта мы делаем три вещи: организуем стажировки на адаптированных рабочих местах с сохранением основных атрибутов трудовых отношений; проводим занятия и практикумы для молодых людей, имеющих опыт трудоустройства с целью повышения осведомленности в сфере трудовых отношений не только по общим вопросам, но и применительно к индивидуальным условиям труда, таким, как оклад, ставка, график выплат, обязанности и подобное; составляем и курируем реализацию персонализированных траекторий трудоустройства при поиске работы, сохранении работы, смены работы.
Организованы стажировки в мастерских организации «Обычное дело» — печатной и столярной мастерских, клиниговой службе. Стажировки проходят с понедельника по субботу. Для молодых людей с ментальными нарушениями создаётся среда, где атрибуты трудовых отношений представляются максимально наглядно в развернутом внешнем визуальном плане. Правила трудовой дисциплины визуализируются в виде пиктографических изображений и простых слов. При нарушении правил трудового распорядка всегда можно вернуться к внешнему плану, закрепить их таким образом. При заключении соглашения о прохождении стажировки используется форма «на простом языке». Важно, что молодые люди в наглядном плане получают регулятор своего поведения, на практике осознают важность документа и как фиксатора своих обязанностей, так и обязанностей, возникших по отношению к нему. В ходе стажировок молодые люди с ментальными нарушениями приобретают трудовые навыки и непосредственно участвуют в производственном процессе, получают вознаграждение по результатам своего труда.
Проводится цикл занятий «Азбука поведения в трудовом коллективе», который разработан на основе работы в 2022 году с группой из десяти молодых людей с ментальными нарушениями, проживающих в ДСП «Гурьевский» и имеющих опыт трудоустройства. Их реальные жизненный ситуации легли в основу тем и заданий. Для закрепления и актуализации полученных знаний молодые люди принимают участие в разработке дидактических материалов на простом языке и проведении открытых уроков.
С молодыми людьми с ментальными нарушениями ведётся индивидуальная работа (беседы, звонки, переписка), результатом которой станет достижение желаемых для молодого человека изменений в сфере трудовой занятости.
Цель проекта — повышение общей осведомленности, осознанности принимаемых решений в вопросах, связанных с трудовыми отношениями, и понимания их последствий молодыми людьми с ментальными нарушениями. Наши ученики очень старательные и работящие, так что мы уверенны, что они научатся всему необходимому и этот проект поможет их трудоустройству.
Проект реализуется при поддержке фонда «Жизненный путь».