Практика направлена на улучшение перспектив жизнеустройства подростков и молодых взрослых с ментальными нарушениями (14 - 35 лет). Всего будет вовлечено не менее 90 подростков и молодых взрослых, из которых не менее 15 - новые благополучатели. Ведущей деятельностью взрослого человека является труд, для людей с ментальными нарушениями трудоустройство обеспечивает путь к самостоятельной жизни, поэтому приобщение к труду и обеспечение трудовой занятостью может существенно улучшить перспективы целевой группы, это положено в основу практики.
В рамках проекта запланировано вовлечение в труд на 5 разных уровнях. Нулевая ступень - самообслуживающий труд и участие в общественно полезной деятельности - будет реализована помощью по хозяйству в помещении мастерских, участием в волонтерских активностях и мастер-классах.
Ступени 1-4: трудовые пробы, в рамках которых молодые люди пробуют себя в трудовых действиях в разных мастерских, ищут занятие по душе, учебные и производственные стажировки, когда молодые люди оттачивают трудовые и адаптивные навыки в выбранной мастерской, и трудоустройство. Занятость на данных ступенях будет организована в мастерских Ресурсного центра, доступны разнообразные виды занятости: печатная, столярная, швейная, бумажная и текстильная мастерские (последняя включает ткацкую, швейную и вязальную), цех по сборке и упаковке, кулинарная студия, студия арт-дизайна, клининг и Музей живых бытовых историй.
Участникам, впервые начавшим работу в мастерских, будут составлены индивидуальные планы включения в трудовую деятельность, где отражен текущий уровень развития навыков, каких навыков не хватает и какие действия необходимы. Для остальных ребят будет вестись мониторинг, на основе которого планы будут корректироваться.
Отдельное внимание уделено мотивации ребят, так как это важный фактор сохранения рабочего места при трудоустройстве молодого человека с ментальными нарушениями. Для её развития будут проведены выставки созданных в мастерских изделий, фотовыставка «Человек и труд», а также молодые люди смогут поучаствовать в городских ярмарках, где будут реализовываться товары, изготовленные в мастерских.
В организации работы в мастерских участвуют как педагоги, так и равные наставники - молодые взрослые с ментальными нарушениями с высоким уровнем нормализации жизни, трудоустроенные в мастерских. Участие равных наставников важно, так как они являются примером для более младших участников и их родителей.
Так как в работе молодые люди часто сталкиваются когнитивными дефицитами (счёт денег, количества продукции, чтение, письмо, деловые коммуникации), для участников будет организована “Вечерняя школа”.
Другое важное направление практики - работа с родителями и семьей. Жизненные перспективы ребенка с ментальными нарушениями зависят от того, какие решения будут приняты родителями при его переходе из детства во взрослость. На них влияют не только функциональные возможности ребенка, но и ресурсность родителей. Её повышение будет осуществляться через поддержку родительского сообщества, основанную на принципе “равный равному”, а также через решение индивидуальных запросов со специалистами.
В рамках индивидуальной работы для каждой семьи будет составляться индивидуальный маршрут (программа вовлечения в труд является его частью). Также родители смогут получить индивидуальные консультации по волнующим вопросам: будут привлекаться профильные специалисты и партнерские организации. Для укрепления и развития родительского сообщества будут проведены 4 стратегические сессии сообщества, а также организованы регулярные культурно-досуговые мероприятия в различных форматах. Организаторами активностей выступают родители, молодые люди или семьи.
Отдельным направлением мы выделили сбор данных и оценку. Результатом работы по данному направлению станет описанная в соответствии со Стандартом доказательности практика, а также единый для организации регламент диагностики, мониторинга и оценки результатов. В данный момент оценочные процедуры проводятся недостаточно системно и в основном привязаны к грантам. В рамках проекта будет создан внутренний документ, регламентирующий проведение мониторинговых и оценочных процедур относительно благополучателя, его потребностей, поступления в Центр, переходов на новые ступени подготовки к труд и тд. Регламент будет оформлен в наглядный материал (“маршрут клиента”) для благополучателей.
Проект поддержан Благотворительным фондом "Абсолют-помощь".